Специальный проект 16+

История цифровизации российского бизнеса

  • 1992
    Благодаря рыночным реформам рождаются первые ИТ-компании
  • 1993
    Автоматизация первых отраслей начинается с банковского сектора
  • 1994
    Бум персональных компьютеров ускоряет автоматизацию бизнеса
  • 1996
    IBS переходит к мультивендорной стратегии
  • 1997
    IBS получила «компьютерный Оскар» как лучшая консалтинговая компания
  • 1998
    Компании переходят к аутсорс-разработке для цифровизации первых бизнес-процессов
  • 2002
    IBS отметила десятилетний юбилей открытием центров компетенций
  • 2005
    Рост конкуренции требует цифровизации управления ресурсами
  • 2006
    IBS автоматизировала производственно-логистический контур на заводе «ИжАвто»
  • 2007
    Цифровые технологии становятся основой централизации бизнеса
  • 2011
    Автоматизация захватывает социальные сферы
  • 2013
    Время Big Data:* бизнес и госсектор открывают для себя ценность данных
  • 2014
    IBS реализовала проекты с крупнейшими вузами страны
  • 2015
    Цифровая трансформация становится мейнстримом
  • 2016
    Госорганы и бизнес переходят на отечественное ПО
  • 2017
    IBS стала первой частной компанией — инвестором ИТ-фонда
  • 2018
    IBS разработала на базе платформы «Планета» российский аналитический продукт
  • 2021
    IBS запустила направление Digital ESG*
  • 2022
    Россия берет курс на технологическую независимость
Мы проследили путь, который российская ИТ-индустрия прошла с начала 1990-х годов до сегодняшнего дня — от освоения персональных компьютеров до революции искусственного интеллекта и перехода на отечественное ПО.
1992
Благодаря рыночным реформам рождаются первые ИТ-компании
О советских ИТ‑кадрах и предпосылках ИТ‑отрасли России
Леонид Забежинский
Заместитель гендиректора IBS

У отечественной ИТ‑отрасли были прекрасные предпосылки.
В СССР выпускали две линии ЭВМ, и была хорошо выстроена система подготовки специалистов для работы на них. При этом советские копии иностранных ЭВМ были несовершенны, поэтому от инженеров и программистов, которые с ними работали, нужно было больше навыков.

К концу 1980-х в стране образовалась мощная прослойка очень хороших программистов и инженеров, а некоторые из них были еще и с компетенциями предпринимателей.

Это была очень интересная среда для развития.

1993
Автоматизация первых отраслей начинается с банковского сектора
Разработанная IBS система позволила автоматизировать трудоемкие банковские операции и впервые перейти на расчеты с помощью банковских карт. До этого клиенты были жестко привязаны к отделению, где открывали счет, а в расчетах использовались только наличные.
IBS стояла у истоков автоматизации российского банковского сектора
1994
Бум персональных компьютеров ускоряет автоматизацию бизнеса
О системных поставках brand name* компьютеров на российский рынок
Георгий Полихрониди
Генеральный директор Platformix

Экономические условия для системных поставок brand name* компьютеров сложились в России к середине 1990-х годов, до этого уровень инфляции достигал трех- и даже четырехзначных показателей. Внедрение компьютерной техники в инфраструктуру предприятий помогло автоматизировать выполнение многих задач и значительно повысить эффективность бизнес-процессов организаций. Автоматизация российского бизнеса проходила часто с нулевого уровня и требовала хорошего оборудования. Выбор в пользу brand name* техники делали по уровню качества и набору сервисов производителя, включая гарантийные обязательства, консультационные услуги до и после покупки, логичный ассортимент и профессиональный маркетинг.

1996
1997
1998
Компании переходят к аутсорс-разработке для цифровизации первых бизнес-процессов
О переходе российского бизнеса к аутсорс-модели разработки
Павел Эйделанд
Управляющий партнер сегмента «Разработка и тестирование» IBS

Лидеры мирового бизнеса в 1990-х годах рассматривали Россию как источник квалифицированных кадров в силу хорошей технической, математической, физической школы советского периода. Переход на аутсорс в мире произошел раньше, чем в России, и, когда открылся рынок, иностранным компаниям с выстроенной аутсорс-моделью стали доступны российские интеллектуальные мощности. Такие игроки, как Boeing и HSBC например, начали заказывать разработку у Luxoft.

Тогда же аутсорс-модель стала активно применяться на российском рынке. Лидеры молодой экономики активно внедряли признанные в мире ИТ-решения, поэтому они остро нуждались во внешней экспертизе и опыте специалистов, которые уже работали с этими решениями. Привлечь таких экспертов в штат компании не из ИТ-сферы тогда не могли, поэтому задачу решали с помощью сторонних подрядчиков. К тому же аутсорс-модель соответствовала требованиям распространенной на тот момент методологии waterfall:* проекты, закладывающие основу цифровизации предприятий, длились по несколько лет, а на исполнителе была ответственность за фиксированный результат.

2002
О формировании инфраструктуры для развития российской
ИТ-индустрии
Григорий Кочаров
Генеральный директор группы компаний IBS

Первые 10 лет работы IBS пришлись на этап инфраструктурного развития, когда создавалась основа для формирования в стране ИТ-индустрии. Это включало автоматизацию рабочих мест, создание центров обработки информации и локальных сетей. В авангарде были отрасли, которым автоматизация давала наибольший экономический эффект.

Автоматизация базовых банковских процессов открыла дорогу созданию централизованных сервисов, на основе которых сегодня выросли огромные экосистемы.

В то время представить себе такое могли только визионеры. Компании нефтегазового сектора в первое десятилетие автоматизировали отдельные группы процессов в производстве и корпоративном контуре.

Работа НПЗ в начале 2000-х.
Фото ИТАР-ТАСС / Николай Мошков

К концу этого периода у бизнеса появился запрос на интеграцию отдельных направлений для повышения эффективности, оперативности и прозрачности управления. Экономические возможности «лоскутной автоматизации» себя исчерпали, и ИТ-рынок быстро подстроился.

Главную роль в этом сыграл рост квалификации спроса: разрабатывая новые решения, повышая квалификацию персонала и развивая консалтинговые услуги, мы реагировали на меняющиеся требования заказчиков.

Растущий бизнес начала 2000-х нуждался в инструментах управления своими активами
Фото: IStockPhoto.com
2005
Рост конкуренции требует цифровизации управления ресурсами
О развитии рынка
ERP*-систем в России
Леонид Забежинский
Заместитель гендиректора IBS

К началу 2000-х в России сформировался сектор частного бизнеса. Завершилась приватизация крупных предприятий, и для развития им нужны были инвестиции и инструменты управления своими активами. Обе проблемы решали ERP-системы:* они обеспечивали полную и понятную иностранным инвесторам отчетность и показывали результаты предприятия, помогали прогнозировать и выстраивать операционную деятельность.

К этому времени у IBS уже было собственное подразделение по внедрению ERP.* Оно появилось после того, как в IBS в полном составе перешла команда по внедрению ERP* SAP, сокращенная IBM во время кризиса 1998 года. Эти специалисты стали ядром нового дивизиона. Спрос на тяжелые ERP* был в основном среди топ-50 игроков рынка, но в средних ERP* нуждались практически все. Во время бурного развития экономики в начале 2000-х бизнес по внедрению этих систем рос на 50% в год.

В середине 2000-х в IBS было уже около 500 консультантов по внедрению ERP, в основном SAP, и мы объединились с компанией «Борлас», лидером по внедрению ERP Oracle. После этого мы стали недостижимы для конкурентов.
2006
Цифровые решения помогали управлять предприятием, прогнозировать и выстраивать операционную деятельность
Региональный пункт управления энергообъектами в середине 2000-х
Фото ИТАР-ТАСС /  Юлия Рубцова
2007
Цифровые технологии становятся основой централизации бизнеса
2011
Автоматизация захватывает социальные сферы
О цифровизации ЖКХ
Виталий Данильчук
Управляющий партнер сегмента «Энергетика и Промышленность»

После реформы РАО ЕЭС в 2000-х годах в отрасли появились частные собственники, которые стали уделять больше внимания повышению эффективности. Это требовало достоверной информации о формировании прибыли, и цифровые инструменты обеспечили прозрачность вертикали создания добавленной стоимости от конкретной станции, площадки или коллектора. Оборудование стали обвешивать приборами учета, измерять энергию в местах переделов, а не только на выходе. С помощью цифровых решений компании моделировали режимы работы, оптимизировали инвестиционные программы по реконструкции активов. Дополнительный толчок дало формирование оптового рынка энергии, которое требовало активного участия в процессе всех участников в едином информационном пространстве — без цифровых инструментов было не обойтись.

Важным драйвером цифровизации энергетики и ЖКХ была также цифровая революция клиентских сервисов. Благодаря бурному развитию электронной торговли и финтех-сервисов пользователи привыкли к цифровым инструментам, и запрос на них захлестнул смежные сферы, в том числе ЖКХ. Это позволило перевести взаимодействие с потребителем в цифровую среду.

2013
Время Big Data:* бизнес и госсектор открывают для себя ценность данных
О революции Big Data* в России
Олег Орлов
Управляющий партнер сегмента «Аналитические решения» IBS

Сначала основной задачей было сделать дешевле хранение данных. Все понимали, что где-то там есть «золотая жила», поэтому информацию собирали в хранилища — формировали «озера данных». Но мало кто понимал, что с ними делать, и «озера» быстро превращались в «болота» данных. На рынке тогда не было готовых сборок, отдельные компании экспериментировали, делали решения для себя и делились опытом внедрения. Мы были свидетелями зарождения первых сборок — работали вместе с коллегами из «Ростелекома» и Arenadata, которая тогда входила в состав IBS. Эти компании стали ведущими поставщиками систем хранения и обработки данных на российском рынке.

Сегодня все чаще звучит термин «управление данными», а решения Big Data* из хранилищ выросли в комплекс систем, которые решают аналитические задачи. Самое сложное — даже не развернуть какую-то отдельную систему, а спроектировать аналитический контур, который охватит всю деятельность компании. Чтобы облегчить работу пользователям, сократить расходы, увеличить эффективность компании, надо разобраться, как системы вендоров сочетаются с процессами той или иной отрасли.

Важно, что в IBS собраны специалисты с серьезным опытом в сфере телекома, финансов и ритейла, нефтегазовой промышленности и других отраслях — в компаниях, которые были локомотивами Big Data в России.

В каком-то смысле у нас сейчас происходит осмысление и универсализация практик из разных отраслей.

2014
2015
Цифровая трансформация становится мейнстримом
О предпосылках перехода бизнеса к инсорс-разработке
Павел Эйделанд
Управляющий партнер сегмента «Разработка и тестирование» IBS

Конкурентным преимуществом в это время стала гибкость реагирования на изменения и скорость выведения новых цифровых продуктов на рынок, и у крупного бизнеса не из ИТ-сферы появилась потребность набирать собственный штат разработчиков. Тогда же произошли существенные изменения в самой ИТ-разработке. Сообщество перешло к другой методологии выполнения проектов: стали распространяться философия Agile*, набор инструментов Scrum* и их производные, которые отвечали потребностям бизнеса в сокращении времени реализации ИТ-проектов. Одновременно появилась и возможность набирать в штат программистов: компании накопили опыт построения разработки и уже могли обеспечить конкурентный уровень компенсации ИТ-специалистам.

При этом ни перед кем не стояло задачи перетянуть всю разработку внутрь: компании понимали, что делать все внутри экономически не выгодно. Рынок рос быстрыми темпами, и крупные ИТ-партнеры остались не менее востребованы, чем дочерние ИТ-компании. IBS как системный интегратор оставалась носителем более широкой экспертизы и уникальных компетенций и сохранила за собой роль одного из лидеров рынка.

2016
Госорганы и бизнес переходят на отечественное ПО
Всеобщая цифровизация стала главной задачей развития России
Посетитель форума в технопарке «Сколково» в 2017 году
Станислав Красильников / ТАСС
2017
2018
2021
Перед ИТ-индустрией стоит задача построить экосистему для внедрения, сопровождения и развития российского ПО
Выступление главы IBS Григория Кочарова на TAdvisor SummIT, 2022 год
Фото из архива IBS
2022
Россия берет курс на технологическую независимость
О конкурентоспособности российских решений
Григорий Кочаров
Генеральный директор группы компаний IBS

Информационные технологии — один из главных элементов экономической безопасности, и не только в контексте эффективности производства. За последние годы мы попали в зависимость от иностранных компаний в области инфраструктуры, программного обеспечения, коммуникаций. Мы должны быть уверены, что работу российской компании нельзя будет парализовать, удаленно отключив оборудование, что в магазинах будут работать кассы, продолжат заводиться автомобили, а банк не перейдет в чье-то удаленное управление.

Сейчас в России есть движение в сторону создания конкурентоспособных и качественных ИТ-решений, которые не уступают или превосходят аналоги международных компаний.
Очень хочется, чтобы ближайшие 10 лет прошли в создании яркого конкурентного преимущества российских ИТ-продуктов. У нас есть все предпосылки, прекрасная школа, история. Да, на этом пути есть очень серьезные барьеры, но мало ли у нас было барьеров?
Фото: IStockPhoto.com